Самосвал ЯС-1 (1935)
 

История ЯС-1 начинается в далёком 1934 году. Тогда на шасси грузовика ЯГ-4 спроектировали самосвал с подъёмником типа "Хилл". Но он, как и базовый автомобиль, был не самым совершенным и практичным. Первый серийный советский самосвал весил более чем на тонну больше базового ЯГ-4, а потому мог перевозить 4 тонны груза. Но машины такого назначения были необходимы в то время, когда партия семимильными шагами и беломорканалами проводила индустриализацию страны.Так вот, самосвал запустили в серию в январе 35-го года, и, выпустив 573 штуки, в следующем году его сменил новый самосвал на новом шасси - ЯС-3.

История же маленького (относительно) жёлтого (относительно) самосвала началась с того счастливого момента, когда мне в руки попали чертежи ЯГ-6 из журнала "М-Хобби". Надо сказать, что это изумительные чертежи. Очень подробно показаны шасси, кабина внутри и др. узлы. Плюс ко всему, я уже насобирал кучу фотокарточек с ярославскими монстрами. Выбор именно этого грузовика был не случаен - на полках пустовало место между разными АМО-Ф-15 и полуторками - зисами. Ну, опыт работы с картоном уже был (имеется ввиду удачный), тормозить не стал. Масштаб стандартный, т.е. сорок третий.

Сразу поспешу сообщить, что прототипом моей модельки стал последний из могикан - единственный сохранившийся в Екатеринбурге самосвал. Время от времени "За рулём" публиковал его фотки. Но он далековат от своих конвеерных собратьев, особенно крылья и кабина. А святым делом было показать самосвал б/у.

Теперь немного о технологии изготовления. Основной материал - картон толщиной 0.5 мм. Хорошо гнётся, прочный, можно обрабатывать наждаком, что очень важно. Из ватмана делал мелочёвку - скобы на рессорах, руль, накладки, жалюзи капота. Зубочистки пустил на оси, часть кардана и рулевую колонку. Начинал с рамы. Она есть не что иное как брусок из многослойного картона толщиной 5 мм. Постепенно он обрастал рессорами, двигателем и другими необходимыми деталями. Короче, за пару дней получилось то, что и видно на фотокарточках. Особенно хотелось отметить картер заднего моста. У ЯГов он немного не такой, как у остальных грузовиков. Пришлось немного попотеть, чтобы он стал как настоящий. Двигатель из такого же бутерброда с картоном, но обточенный надфилями и нулёвкой до кондиции. Повторить такое сложно, но можно. Всё зависит от умения, лени, совести и качества чертежей. Ну раз уж на то пошло, то старался не пропускать ни одной детальки. Долго ломал бошку над передним мостом, но потом решил "упростить" себе задачу, сделав колёса поворачивающимися. Нехитрый механизм работает, как зверь, добавляя ещё большего сходства с оригиналом. Про поворотное стекло и поднимающийся кузов дипломатично промолчу. Кстати, интерьер проработан практически досконально, благо позволяли чертежи и фотки реал-машин. Фары сделал в виде полого конуса, внутри покрыл серебрянкой и немного припылил. Стекла - плекс 0,5 мм толщиной - предварительно разметил иголкой все риски и пробил дыроколом. В итоге получилось то, что надо. На разработку развёрток и сборку всего этого у меня пошло около половины месяца.

Окраска забрала столько же времени. Показывать чистую, аккуратную модель было не интересно. Практически все заводские модели так и выглядят, что совсем не натурально, не "по-настоящему". Пришлось собирать инфу - высматривать реальные грузовики, фоткать интересные места, где и как они загрязняются, как выглядит кузов немытого самосвала и т.д. С моделью делал практически то же самое - сначала раму в чёрный, остальное жёлтое. Затем изрядно помазюкал снизу - сверху. Все лакокрасочные операции проводились акрилом.

Вот так, практически одним ножом из одного листа одной кисточкой я сделал такой советский грузовичок. На сегодня это самая сложная моя модель. В ней около трёхсот деталей (в тягаче Я-12 их уже 460, но он ещё в процессе изготовления).

ОГРОМНОЕ спасибо Адасику за присланные Фотографии и подробное описание проделанной работы

Назад
Используются технологии uCoz