Реактивный пассажирский самолет Ту-104
 

Реактивный пассажирский самолет Ту-104
Орфография издания сохранена полностью.

Юные друзья!
    Вероятно, вы много раз видели в небе нашей Родины различные летательные аппараты: самолеты, вертолеты, планеры. Может быть, вам даже привелось полетать на каком-либо из них - ведь воздушных линии в кашей стране становится все больше и больше, а в аэроклубах Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) обучаются летному делу не только взрослые, но и школьники.
    Советская авиация - самая передовая в мире. Наши конструкторы, инженеры и рабочие авиационной промышленности создали превосходные летательные аппараты самых разнообразных типов. Наши летчики, управляя этими аппаратами, убедительно доказали их высокое качество, установили ряд мировых рекордов скорости, высоты и грузоподъемности.
    Дорога в аанацию открыта для всех желающих. И если ты, наш юный читатель, мечтаешь о полетах или решил стать одним из строителей воздушных кораблей - не теряй времени и помни, что многие наши авиаконструкторы, летчики начинали свой путь в авиацию с ЗАНЯТИЙ авиамоделизмом.
    Постройке моделей из бумаги является самым простым и доступным видом авиамоделизма. Начав с бумажных моделей, ты сумеешь разобраться и в более сложных - летающих моделях, и в устройстве настоящих летательных аппаратов, таких, например, как замечательный советский реактивный самолет Ту-104, модель которого мы предлагаем тебе построить.
    Модель самолета Ту-104 склеивается из деталей-выкроек, размещенных на трех листах плотной бу-маги, прилагаемых к настоящему описанию. Прочитав внимательно это описание, ознакомившись с чертежами и схемами, ты без особого труда справишься с работой,
    Прежде всего приготовь необходимый инструмент; ножницы, перочинный нож, циркуль, линейку, карандаш и клей. Некоторые детали модели придется делать из картоне; для этой цели подойдет любой тонкий, плотный картон, например, обложка от скоросшивателя или альбома для рисования. Склеивать лучше всего быстровысыхающим нитроклеем или имеющимся в продаже клеем БФ-2. В крайнем случае можно применить столярный клей;
чтобы он не застывал слишком быстро, в него добавляют немного уксуса.
            С чего начинать работу?
    Сначалв надо вырезать внутренние части модели, которые будут служить каркасом. Эти части на выкройках обозначены красными цифрами, Они должны быть наклеены на картон. Круглые шпангоуты в необходимом количестве переносятся на картон с помощью циркуля. Для этого ил выкройках поставлены кресты. Крест является центров круга, от которого циркулем откладываете нужный радиус для каждого шпангоута и вычерчивается не кяртоне. Картонные шпангоуты иэготавливаются без зубчиков.
    Все шпангоуты-выкройки должны быть наклеены на картонные шпангоуты таким образом, чтобы зубчики для склейки, имеющиеся на шпангоутах-вы-кройках, равномерно торчали во все стороны. После высыхания клея эти зубчики тупой стороной ножа отгибаются под углом 90°.
    Следующая операция - склейка секций фюзеляжа, Они обозначены черными цифрами от № 1 до № 33, Чтобы не перепутать части, следует вырезать только те выкройки, которые должны непосредственно после этого склеиваться. На обратной стороне каждой выкройки нужно проставить мягким карандашом присвоенный ей номер.
    Основные секции фюзеляжа (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8) не имеют зубчиков для склейки друг с другом. Для соединения их предназначены связующие зубчатые ленты, обозначенные на выкройках соответствующими цифрами синего цвета.
    Секции фюзеляжа склеиваются в кольцо. Чтобы кольцо получилось ровное, без изломов, выкройку надо протянутьчерез край стола, положив ее лицом кверху (рис. 1). В стыки между секциями вклеиваются соответствующие усилинные (картонные) шпангоуты, зубчики которых намаэываются клеем. Шпангоут должен находиться внутри связующей ленты (рис. 2 и 2а).
    Таким образом, сборка фюзеляжа происходит путем последовательной склейки готовых секций-колец с секцией № 1 с помощью зубчатых соединительных лент. Следовательно, в каждом стыке будет находиться один шпангоут, За исключением стыка секций № 1 и № 10, где расположены два шпангоута разной формы (16 и 106}. Это необходимо для получения плавного перехода от кабины пилотов к носовой части (рис.3).
    Пока фюзеляж сохнет, вырежьте детали хвостового оперения и склейте их вместе. Все пинии склейки слегка прочертите тупой стороной ножа, чтобы бумага ровнее и чище сгибалась.
     Лонжероны рулей высоты (деталь 15а) и руля направления (деталь 36в), усиленные наклейкой на картон, приклеиваются к еыступающим из фюзеля жа концам шпангоута (деталь ). После высыхания оии отгибаются назад под углом около 50° (рис. 4) При склейке лонжеронов надо следить, чтобы они были симметричны по отношению друг к другу и не имели перекосов (при виде спереди). Дпя удвр жвния их в нужном попожении при склейке очень удобны бельевые зажимы.
     Теперь можно заняться склейкой центральной части крыла и турбореактивных двигателей. Чтобь соединить фюяеляж с турбинами и крылом, в сек ции № 3 острым ножом или кончиком ножниц прорезается щель, отмеченная черточкой с изображением ножниц, красного иаета. Через эту щвпь просовыеается основной лонжерон (деталь 16) и тщательно заклеивается. Деталь 16 должна быть наклеена на очень плотный картон, так как она является главным силовым элементом, от которого зависит прочность модели.
     Корпуса турбореактивных двигателей собираются подобно тому, как собирапся фюзеляж. Для это го потребуются детали 18, 19, 20, 21. В секции № 11прорезается такая же щель, как в фюзеляже для детали 16; следует обратить внимание на то, что она расположена ближе к секции № 19 (рис. 4).
     Усиленное картоном профильное ребро (деталь 17) должно соединяться с деталью 16 таким образом, чтобы на нижней поверхности соединения деталь 17 не возвышалась над деталью 16,
     Соединительная деталь 20б приклеивается на отмеченные зубчиками места секции № 4 фюзеляжа и турбины 20, обеспечивая надежное крепление заднего конце турбины к фюзеляжу. Центральная часть крыла склеивается из деталей 22-26.
     Деталь 27а, подобно детали 17, надевается нд выступающий конец детали 16 и в этом положении приклеивается.
     Три вырезанные из картона и наклеенные друг на друга пластины 27б приклеиавются к отмеченному месту на детали 19, Выступающий конец детали 16 (основной лонжерон) сразу же за турбиной отгибается под углом около 40° к хвосту и склеивается с деталями 27а и 27б (лонжерон центроплана). Дальнейшая сборка крыла изображена ко рис. 4.
     Вихревые гребни (детали 33 и 34) состоят каждый из трех частей. Внутренняя, белая, является усиливающей. Гребни наклеиваются несколькими каплями клея на ребро н верхней поверхности крыла после окончательной сборки модели. Места для наклеики гребней обозначены на выкройках.
     Следующая операция - сборке гондол шасси. Сначала детали от 29 до 29в и. деталь 36 склеиваются между собой, а затем приклеиваются к нижней поверхности крыла в указанном месте. Дальнейшая .сборка показана не рис. 5, Прежде всего склеивается деталь шасси 37. Две спички оклеиваются выкройками 39 и в указанных местах обвертываются с клеем полосками 40. Получаются стойки шасси. Заострив концы спичек, их надо просунуть через отмеченные отверстия в детали 29, затем, воткнув в нижнюю поверхность крыла, надежно приклеить. Подкос 41 приклеивается по месту,
     Каждое из восьми колес основного шасси склеивается из четырех картонных кружочков по форме 38б, одного кружочка 33 и одного 38а. Колеса приклеиваются к детали 37, которая после этого соединяется со стойкой шасси. Можно сделать шасси целиком из дерева по рисункам, помещенным на листе № I выкроек. Деревянное шасси будет более прочным,
     Стойка носового шасси собирается аналогичным способом кз деталей 44, 45, 46, 47 и колеса из деталей 43, 43а и 43б.
     Мачта антенны (деталь 50) приклеивается к фюзеляжу, как показано на рис, 4. Антенна изготовляется из тонкой капроновой лески или катушечной нитки.
     Последняя операция - наклейка створок люка носовой стоики шасси (деталь 49) и главных стоек шасси (деталь 42). Они должны быть размещены симметрично справа и слева от стоек (рис. 6).
     Закончив склейку, осмотрите внимательно модель; если обнаружите перекосы, - постарайтесь их устранить. Места, почему-либо неаккуратно склеившиеся, закрасьте акварельными или гуашевыми красками, Для устранения вмятин и покоробившихся мест можно применить набивку покоробившейся детали ватой; крылья и хвостовое оперение наполнить ватой полезно во время сборки.
     Для модели можно сделать подставку, как показано на рис. 7, или подвесить ее на нитке к потолку.
     Не пытайтесь заставить свою модель летать, подбрасывая ее в воздух: она для этого не приспособлена и наверняка будет сломана после первой же такой попытки.


Назад